• И есть и нет* 12.05.2014

    Так ночь на исходе, но ещё не рассвет... Блик света ли-сполох - и есть он и нет... Так вздох при рожденьи глубоко гортан: АЛА КОЛЕНКЕ ли... АУМ ли... АЙТАН...

  • Кара Жыра 12.05.2014

    Скулит метелью непогода; За слякотью спешит жара. И всё сильнее, год от года, Жжёт сердце мне Кара Жара*.

  • Осень 12.05.2014

    Ах осень, что-то зябко мне... Уныло ворошу былое. Как будто в мимолётном сне Промчалось время удалое:

  • Я просто в степь хочу 12.05.2014

    Привык я ко всему в родном жестоком мире: Что крутится - кручу, что вертится - верчу. Но тиснится в груди мотив полынной лиры: "Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу"...

  • Афганский Суховей 12.05.2014

    Герой ли я? Спрошу у Бога... ... Пылит афганская дорога... Сквозь трупный смрад и гарь полей, Сквозь стон и слёзы матерей, Змеится злобный Суховей - Конфликт враждующих идей...

Махди

Предисловие

Предисловие 

«Слова назидания» были написаны Абаем Кунанбаевым (1845 - 1904) более ста лет назад. На тот момент это были дневниковые записи, т.е. материал к произведению. По неким причинам, автор не успел довести до конца завершающую его обработку и потому полноценный перевод "Слов назиданий" на другие языки долгое время представлял сложность для переводчиков. 

Имевший место период запрета на все, что связано с творчеством Абая, еще более отсрочил признание в мировой культуре идей этого величайшего гуманиста-просветителя. Но, как говорится, время расставляет свои акценты... 

Хотелось бы сформулировать преамбулу «Слов назиданий», потому как многие ошибочно считают, что именно моралистика является смысловым стержнем этого произведения. 
Это неверно; поведенческие пороки казахов того времени (за которыми автор подразумевает пороки человека вообще) Абай использует лишь как фон для поиска ответов на более сущностные, иного философского порядка вопросы... 

Душа любого человека, осознает он это или нет, находится под гнетом несправедливости мироустройства. Поэтому - как каждый человек в отдельности, так и все человечество в целом - нуждается в разумном, соответствующем духовному поиску, разъяснении этого вопроса. Естественно, подобная задача возлагается в первую очередь на (истинных) гуманитариев-просветителей, среди которых особое место занимает Абай Кунанбаев. 

Итак: необычайно одаренный, человек высочайших принципов, Абай - разочарованный результатами своей просветительской миссии - в размышлениях о разумности и целесообразности Сущего, приходит к умозаключениям, которые во многом отличаются от традиционного понимания... Думаю, современному просвещенному читателю мысли Абая будут чрезвычайно полезны и интересны.

Айтанур

Главная | Общение с Автором: вопросы - ответы по теме | Абай. Слова назидания | Стихотворный блог
Статистика просмотров: