• Замысел Голгофы 12.05.2014

    Взирает смены поколений Вершин задумчивая хмурь; Меж приютившихся селений, Багрово-жёлтых наслоений, Струится Вечности лазурь...

  • Афганский Суховей 12.05.2014

    Герой ли я? Спрошу у Бога... ... Пылит афганская дорога... Сквозь трупный смрад и гарь полей, Сквозь стон и слёзы матерей, Змеится злобный Суховей - Конфликт враждующих идей...

  • Божественный Гольфстрим 12.05.2014

    В глубинах, в небесах, Незримый Пилигрим... ОН - в водных Зеркалах Струящийся Гольфстрим.

  • Старый дом 12.05.2014

    Без детей дом сирота, Дремлет одиноко... Скрипнет дверью иногда, И опять дней череда Мимо серых окон...

  • Предрассветная ночь (памяти Поэта) 12.05.2014

    Ночь, Звёздная царица, Лучистые глаза... Верстая дня страницу, Невидимо струится Рассвета бирюза...

Махди

Абай. Бессмертие во времени.

Абай. Бессмертие во времени.

Абай, как это покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую силу и составляет гордость казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай.

Алихан Букейханов, 1905 г.

Ибрахим мырза жил в казахской степи, потому не получил должного признания в мире. А был он гениальным поэтом, просветителем, философом.

Шакарим Кудайбердиев, 1914 г.

Настолько мы будем удалены от дня смерти Абая, настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть крупицы сомнения. Положение не может оставаться неизменным. Со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, и слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху своего первого поэта и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между Абаем и народом. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит и возрадуется.

Миржакуп Дулатов

Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта,превосходящего по величию духа. 

Ахмет Байтурсынов, 1913 г.

«Главное – научиться русской науке» – неоднократно советовал Абай. «Наука, знания, достаток, искусство – всё это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру...». Великий мыслитель оказался гениально прозорлив.

Динмухамед Кунаев, 1973 г.

Абай начал отчет нового времени и новой истории казахского народа. Его идеи и мысли, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут находить отлик в каждом поколении ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния родного народа, его боль и надежды.
Сегодня нам как никогда близки мысли Абая о гуманистической сущности человеческого бытия, непреходящей значимости нравственности, неизмеримой ценности знания, разума и труда. 

Н.А. Назарбаев

«Россия немыслима без Пушкина. Казахстан немыслим без Абая. Тайна гениев двух поэтов, не перестает и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира. Творчество и Пушкина, и Абая развиваются и движутся вместе с жизнью. Они существуют в настоящем, а принадлежат – будущему». 

Роллан Сейсембаев

Он – мудрец, гениальный мыслитель. Поневоле даешься диву, с какой гармоничностью сочетаются его гуманистические идеи с классической философией Европы.

ФМайор (генеральный директор ЮНЕСКО), 1995 г.

Среди великих людей Абай занимает особое место, ибо он является гением, который поднял духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открыл новое духовное пространство, разработал новые образцы художественного освоения действительности.

Ж. Абдильдин (вице-президент НАРК), 1995 г.

Величье акына он гордо вознес... Аргын и найман удивлялись ему, словам, уподобленным яркости звезд. Течением мысли, как море, глубок... А сердце мне шепчет: Он был одинок... 

Джамбул Джабаев, 1940 г.

Поклонник критического разума, просвещенный и пламенный борец за культуру, трагический одиночка в мрачной среде ханжей, стяжателей, косных седобородых старшин-феодалов, Абай был выдающейся фигурой не только в истории всего Ближнего Востока. Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпохи. Нашему поколению Абай с его бессмертными творениями, вспоенными соками народной казахской и русской классической поэзии, представляется явлением поразительным. Горным тенистым кедром высится он в истории своего народа. Он взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием мировой и русской культуры.

Мухтар Ауэзов, 1954 г.

Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим.

Сабит Муканов

Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видных с поднебесной высоты. И, наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад и, по слову знаменитого стихотворения «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев – человек-маяк своего народа.

Леонид Леонов, 1954 г.

Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка.

Чингиз Айтматов

Главная | Общение с Автором: вопросы - ответы по теме | Абай. Слова назидания | Стихотворный блог
Статистика просмотров: