"Ты, опустив глаза, проходишь мимо"... Читаешь эти строки и хочется любви, Когда душа поёт, что любит, что любима... Быть может она рядом, лишь тихо позови...
Скрылось, бледнея, ночное светило, Новому дню уступив небосвод; Вспыхнуло блестками и растворилось В зыби синеющих вод.
Герой ли я? Спрошу у Бога... ... Пылит афганская дорога... Сквозь трупный смрад и гарь полей, Сквозь стон и слёзы матерей, Змеится злобный Суховей - Конфликт враждующих идей...
Единственный, последний, одинокий... Синица с ветки вдруг... ан зайка легконогий... А может, почудился мне шорох тот далёкий...
Путь от меня к тебе необычайно сложный, А от тебя ко мне - лишь руки опусти... Зла и Добра согласие возможно По формуле: "Я каюсь - ты прости"...
Абай, как это покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую силу и составляет гордость казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай.
Алихан Букейханов, 1905 г.
Ибрахим мырза жил в казахской степи, потому не получил должного признания в мире. А был он гениальным поэтом, просветителем, философом.
Шакарим Кудайбердиев, 1914 г.
Настолько мы будем удалены от дня смерти Абая, настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть крупицы сомнения. Положение не может оставаться неизменным. Со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, и слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху своего первого поэта и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между Абаем и народом. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит и возрадуется.
Миржакуп Дулатов
Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта,превосходящего по величию духа.
Ахмет Байтурсынов, 1913 г.
«Главное – научиться русской науке» – неоднократно советовал Абай. «Наука, знания, достаток, искусство – всё это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру...». Великий мыслитель оказался гениально прозорлив.
Динмухамед Кунаев, 1973 г.
Абай начал отчет нового времени и новой истории казахского народа. Его идеи и мысли, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут находить отлик в каждом поколении ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния родного народа, его боль и надежды.
Сегодня нам как никогда близки мысли Абая о гуманистической сущности человеческого бытия, непреходящей значимости нравственности, неизмеримой ценности знания, разума и труда.
Н.А. Назарбаев
«Россия немыслима без Пушкина. Казахстан немыслим без Абая. Тайна гениев двух поэтов, не перестает и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира. Творчество и Пушкина, и Абая развиваются и движутся вместе с жизнью. Они существуют в настоящем, а принадлежат – будущему».
Роллан Сейсембаев
Он – мудрец, гениальный мыслитель. Поневоле даешься диву, с какой гармоничностью сочетаются его гуманистические идеи с классической философией Европы.
Ф. Майор (генеральный директор ЮНЕСКО), 1995 г.
Среди великих людей Абай занимает особое место, ибо он является гением, который поднял духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открыл новое духовное пространство, разработал новые образцы художественного освоения действительности.
Ж. Абдильдин (вице-президент НАРК), 1995 г.
Величье акына он гордо вознес... Аргын и найман удивлялись ему, словам, уподобленным яркости звезд. Течением мысли, как море, глубок... А сердце мне шепчет: Он был одинок...
Джамбул Джабаев, 1940 г.
Поклонник критического разума, просвещенный и пламенный борец за культуру, трагический одиночка в мрачной среде ханжей, стяжателей, косных седобородых старшин-феодалов, Абай был выдающейся фигурой не только в истории всего Ближнего Востока. Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпохи. Нашему поколению Абай с его бессмертными творениями, вспоенными соками народной казахской и русской классической поэзии, представляется явлением поразительным. Горным тенистым кедром высится он в истории своего народа. Он взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием мировой и русской культуры.
Мухтар Ауэзов, 1954 г.
Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим.
Сабит Муканов
Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видных с поднебесной высоты. И, наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад и, по слову знаменитого стихотворения «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев – человек-маяк своего народа.
Леонид Леонов, 1954 г.
Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка.
Чингиз Айтматов