Привык я ко всему в родном жестоком мире: Что крутится - кручу, что вертится - верчу. Но тиснится в груди мотив полынной лиры: "Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу"...
"Ты, опустив глаза, проходишь мимо"... Читаешь эти строки и хочется любви, Когда душа поёт, что любит, что любима... Быть может она рядом, лишь тихо позови...
Ночь, Звёздная царица, Лучистые глаза... Верстая дня страницу, Невидимо струится Рассвета бирюза...
Без детей дом сирота, Дремлет одиноко... Скрипнет дверью иногда, И опять дней череда Мимо серых окон...
Наше счастье длилось год...
Беззаботное порханье!
Словно в арктику невзгод
Ворвалось весны дыханье:
Всё ликует и поёт,
Замирает в ожиданьи...
Кажется с ума сведёт
Лепет первого признанья!
Случай – словно деготь в мёд –
Превратил наш рай в страданье,
И опять слезится лёд:
Неизбежно расставанье...
Время лечит, всё пройдёт –
Грусть, тоска, воспоминанья...
«Выдох-вздох, паденье-взлет».
Арктика – моё призванье.
«Ты, опустив глаза, проходишь мимо»...
Читаешь эти строки и хочется любви,
Когда душа поёт, что любит, что любима.
Быть может она рядом, лишь... тихо позови.
«Ты, опустив глаза, проходишь мимо»...
Читаешь эти строки печали в унисон.
Приди же миг любви волной непостижимой
И, утро пробужденья – не трогай дивный сон!
«Ты, опустив глаза, проходишь мимо»...
Тень грусти одинокой, слиянье «нет и да».
Оставь хотя бы шанс... Но ты неумолимо,
Как свет зари вечерней, уходишь в никуда.
Ты, опустив глаза, проходишь...
мимо
Круговерть бытия:
Человек – что пылинка...
Как же жить не любя?
Где ж моя «половинка»?..
Ночь пройдет, в свете дня
Вдруг растает Снежинка:
«Я ж твоя, я ж твоя,
А ты – моя...
половинка!»
Скрылось, бледнея, ночное светило,
Новому дню уступив небосвод.
Вспыхнуло блестками и растворилось
В зыби синеющих вод...
Птицы поют восходящему солнцу
Гимн любви, восславленье Творцу.
Солнечный зайчик, проникнув в оконце,
Ласки струит по лицу...
Слышишь ли, нежась в блаженствии сонном,
Глядя мечтательно из-под ресниц,
Нежно-звучащие сердца канцоны
В хоре щебечущих птиц?..
Сентябрь хмурый и тоскливый.
Аллеи серы и пусты...
Дождь барабанит. Сиротливо
Поникли жёлтые листы.
Берёзки прячутся стыдливо,
Мерцая лайком бересты.
Дрожащих капель переливы
Так удивительно чисты...
Что лучше грусти в день осенний,
Когда в закрытые глаза
Стучится – в такт капельной песни
Дождя прохладная слеза?..
Ах осень, что-то зябко мне.
Уныло ворошу былое...
Как будто в мимолётном сне
Промчалось время удалое.
Всё чаще хочется вздремнуть,
А взгляд плутает под ногами...
Куда же дальше держишь путь
Река с крутыми берегами?
Круговорот из века в век:
Ручьи стремятся к руслам рек.
И дальше – в море, в океан,
Где волны пенит ураган.
А может мы чего то ждём...
Чтоб влагой в облаках скопиться
И, освежающим дождём,
На кущи райские пролиться?..
Без детей дом сирота,
Дремлет одиноко...
Скрипнет дверью иногда
И – опять дней череда –
Мимо серых окон.
Где ж вы, юные года –
Озорство истока?
Испарились в никуда,
Не оставив и следа...
Дымка-поволока...
Здесь горсть моей родной земли:
Синее небо, звонче смех ребёнка...
Здесь предки к славе бранной шли,
А степь ласкает жеребёнка.
Здесь горсть моей родной земли:
Зов колыбели спящего ребёнка...
И машет мне в степной дали
Ручонкой детская пелёнка.
Привык я ко всему в родном жестоком мире:
Что крутится – кручу, что вертится – верчу.
Но тиснится в груди мотив полынной лиры:
«Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу»...
Давно привычен стал вкус горечи и грусти:
Перченное перчу и по счетам плачу.
Когда ж судьба из цепких рук отпустит?..
Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу...
Терзает злой недуг в своих клещах железных:
Неведом он врачу, и сам не излечу.
Одно лекарство есть, одно от всех болезней –
Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу...
Свой завершая путь, я не останусь должен:
За саван ли ткачу, оплату ль палачу.
Но в землю предков пусть, прошу, положат –
Я просто в степь хочу, я просто в степь хочу...
С тем миром, где мне быть, вид связи неизвестен:
Рукой – не простучу, письма – не настрочу.
Лишь тихо в ранний час, шепну ковыльной песней:
«Я просто в степь хочу-у-у»...
Стихотворение написано по поводу угледобычи
в местах прежних захоронений
под названием «Кара-жыра»,
откуда родом сам автор.
Скулит метелью непогода,
За слякотью спешит жара.
И всё сильнее, год от года
Жжёт сердце мне Кара Жара.
Убит, раздавлен и унижен:
Пинает череп детвора
Того, кто в генах прошлой жизни
Был предок мой – Кара Жырау.
Куда ни глянь – степей просторы,
Но странная судьбы игра
Врезает ковш свой до упора
В глаза земли – Кара Шара.
Зарыв в овраг сказанье-песню
(До золота рука скора!)
Крушит слепой беды предвестник
Покой могил в Кара Жыра!
Прости, иду назад, к истоку
С названьем «черная дыра».
Непонятый и одинокий ...
Но впустишь ли Кара Жыр... а? *
__________
* здесь игра перевода:
Кара жара – черная рана.
Кара Жырау – певец сказитель.
Кара шара – глазница.
Кара жыра – черная яма-овраг-дыра.
Кара жыр: сказание-песня.
Нас развела незримая граница:
Пространства-времени седая пелена...
Так получилось – не успел проститься,
Терзает запоздалая вина...
Сестрица-Ночь, позволь мне погрузиться
В волшебный мир чарующего сна,
Где я таки успею возвратиться
К старушке ждавшей сына у окна.
...Узоры судеб часто однобоко
Прядет невидимая нить веретена:
Ведь сколько их – забытых, одиноких –
Годами прозябает у окна...
Дремлют горные вершины;
Мгла спустилась на долины
И окутала деревья влажной темнотой.
Ночь своим покровом нежным
Успокоит дух мятежный
И душа, раба исканий,
Обретет покой...
Ночь, звёздная Царица,
лучистые глаза...
Верстая дня страницу,
невидимо струится
рассвета бирюза.
Что явь, а что лишь снится...
знать близится гроза...
Двуликая Орлица
и светом серебрится
и вороньем сиза.
Подобострастны лица:
«все голосуют за».
И вот опять глумится
история-блудница:
шестёркой бьёт Туза!
Качнулась змейка ситца –
надгробная лоза...
А мне опять чудится:
с божественной ресницы
сскользнула, знать, слеза...
Герой ли я? Спрошу у Бога...
Пылит афганская дорога.
Сквозь трупный смрад и гарь полей,
Сквозь стон и слёзы матерей,
Змеится злобный Суховей –
Конфликт враждующих идей.
Герой ли я? Спрошу у Бога...
Звучит полночная тревога:
«Вставай! Рази! Быстрей, точней!
Не можешь – все равно сумей»!
...Афганский знойный Суховей –
Война бессмысленных идей.
Герой ли я? Спрошу у Бога!
Идёшь без страха и упрека.
Награда – «цинковый трофей»,
А жив – так «мёртвого мертвей»!
...Афганский знойный Суховей –
Итог проигранных идей.
Обидно. Пусто. Одиноко...
Лишь ордена бренчат убого...
Терзает память всё сильней
И раны ноют всё больней.
...Жестокий знойный Суховей –
Поныне жнёт плоды идей!
В глубинах, в небесах,
Незримый пилигрим,
ОН в водных зеркалах –
Струящийся Гольфстрим.
ОН вечен в временах,
Ничем не сотворим.
В пространств зеркалах
ОН – мчащийся Гольфстрим.
ОН летопись в веках:
Карфаген–Альпы–Рим. *
ОН в прошлом зеркалах –
Мерцающий Гольфстрим.
ОН в грёзах, ОН в мечтах
Заоблачная стримь.
ОН в будущих мирах –
Искрящийся Гольфстрим.
ОН мыслей всех размах,
Но Сам неумозрим...
ОН в знаний зеркалах:
Арена-Маска-Грим... **
ОН именем Аллах
Во слове Бог вторим...
ОН в веры зеркалах –
Лучащийся Гольфстрим!
ОН ненависть и страх – ***
Отвага и экстрим
ОН в чувств зеркалах –
Бушующий Гольфстрим!
ОН в радости слезах...
ОН песня в нас, внутри...
ОН в вечных зеркалах –
БОЖЕСТВЕННЫЙ ГОЛЬФСТРИМ!!!
_________
(Он прикажет небу, и оно изольет дождь...)
Услышь меня, о Океан бескрайний!
Для духа тягостно земное естество...
Скрывает память прошлой жизни тайну:
Я помню Дождь. И больше ничего...
Преследует повсюду гомон стайный,
Но мне понятно их неистовство.
Ведь в этот мир пришёл я неслучайно,
Но результатом Слова Твоего.
Двоится в небе путь зодиакальный,
Сжимает выдох выверт плечевой...
Истерзанный, гонимый, окаянный
Бегу к Тебе тропинкой лучевой.
Ужели я не есть Твой блик зеркальный
И способ моих знаний – воровство?..
Пусть небеса раскроют свои тайны:
Мне нужен Дождь. И больше ничего...
________
Единственный, последний, одинокий...
Синица с ветки вдруг... ан зайка легконогий...
А может, почудился мне шорох тот далёкий...
Так в ала коленке пульсирует парыз, **
Услышав вдалеке призывное жалгыз. ***
...Пусть алакол екен **** умерит свой каприз
И ала коленке подарит всем Наурыз! *****
_______
* дословно: ала – пестрый, коленке – тень. На исходе ночи, когда она особен-но темна, появляется почти невидимый блик света, за которым следует рассвет; древние тюрки называли его «алаколенке» – «обманщик».
** парыз – чувство долга.
*** жалгыз переводится в трех смыслах: жалгыз – единственный, жал-гыз – последний, жалгыз – одинокий.
**** алакол екен – утвердительное «оказывается обманщик».
***** наурыз – новый день.
Промчалась жизнь быстрей секунды...
Тянулся миг длиною в жизнь...
Так долог путь, безумно трудный:
С вершины – в пропасть! С бездны – ввысь!
И, наконец: легко, уютно...
Как в мимолётном сладком сне –
Забытое напомнив смутно –
Узор мороза на окне
Слезой дождя ожил во мне...
Так ночь на исходе, но ещё не рассвет...
Блик света ли-сполох – и есть он и нет...
Так вздох при рожденьи глубоко гортан:
АЛА КОЛЕНКЕ ли... АОМ ли... АЙТАН...
_______
* подразумевается «состояние возможности» как граница видимого- слышимого-познаваемого.
Путь от меня к тебе необычайно сложный,
А от тебя ко мне – лишь руки опусти...
Согласие двух полюсов возможно
По формуле: «я каюсь – ты прости».
Ночами грезю, затаив дыханье,
Воспоминаю первообраз свой:
Рассвета блик, весны благоуханье,
Чарующий божественный покой...
(к библ. «Не мир я вам принес, но меч»)
Взирает смены поколений
Вершин задумчивая хмурь.
Меж приютившихся селений,
Багрово-жёлтых наслоений,
Струится вечности лазурь...
Ужели людям не был страшен
Костлявой смерти лязг и вой?..
Смешавшей небо с грязью пашен,
Не разбиравшей: «нашим-вашим»,
Воздавшей всем (!) урок с лихвой!
Полсотня лет и мы не помним,
Что принесла нам та война.
Добытый кровью мир хороним
В безумства гонках. Лодки гоним
В водовороты, где нет дна...
...Взирает смены устремлений
Вершин задумчивая хмурь.
Но человек – венец творений –
Не разумит Голгофы гений
И скрытый смысл амбиций бурь (!)
Предстанут равно все:
глупцы и мудрецы,
дыханье затая.
И соберут свой урожай жнецы
На ниве бытия...
Мир – сотворенье Божье
(мы – ранние птенцы
Божественного Я)
...Остановись прохожий,
взгляни на изразцы:
ведь в них душа Моя...
Причудливы гримасы облаков
И воды океана не немы...
Крадется тень в голубизне снегов...
Мерцает блик в глуби кромешной тьмы...
Размытый образ и блужданье слов...
А все же «нет, не одиноки мы»!
...Поэзия и есть язык Богов –
им не владеют чёрствые умы!
Я маленьким гномиком в теле своём,
В трущобах миров час отсчитывал днём;
Вен реки текли непреложным путём...
Приливы-отливы дышали во всем...
Кручинилась Мать над любимым дитем,
Вскипая слезой сквозь морской водоём...
Поэзия – как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное – если отойдешь подальше.
Гораций
Историк и поэт отличаются друг от друга не речью–рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случив-шемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэ-зии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история – только единичное.
Аристотель
Только то поэзия, что делает меня чище и мужественнее.
Эмерсон У.
Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходят из сво-его народа. Это–огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его.
Гоголь Н.В.
Абай, как это покажут его стихи, представлял недюжинную поэтическую силу и составляет гордость казахского народа. Еще не было казахского поэта, так возвысившего духовное творчество народа, как Абай.
Алихан Букейханов, 1905 г.
Ибрахим мырза жил в казахской степи, потому не получил должного признания в мире. А был он гениальным поэтом, просветителем, философом.
Шакарим Кудайбердиев, 1914 г.
Настолько мы будем удалены от дня смерти Абая, настолько будем сближаться с ним духовно, в этом не может быть крупицы сомнения. Положение не может оставаться неизменным. Со временем народ просветится, напитается плодами знаний и искусства, и слава Абая будет расти изо дня в день. Потянутся люди к праху своего первого поэта и тогда светом любви продлятся и укрепятся узы между Абаем и народом. Нам не суждено стать свидетелями тех дней, но дух наш услышит и возрадуется.
Миржакуп Дулатов
Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта,превосходящего по величию духа.
Ахмет Байтурсынов, 1913 г.
«Главное – научиться русской науке» – неоднократно советовал Абай. «Наука, знания, достаток, искусство – всё это у русских. Для того, чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру...». Великий мыслитель оказался гениально прозорлив.
Динмухамед Кунаев, 1973 г.
Абай начал отчет нового времени и новой истории казахского народа. Его идеи и мысли, изложенные в форме поэтических и философских раздумий, находили и всегда будут находить отлик в каждом поколении ибо они созвучны эпохе, в них выражены думы и чаяния родного народа, его боль и надежды.
Сегодня нам как никогда близки мысли Абая о гуманистической сущности человеческого бытия, непреходящей значимости нравственности, неизмеримой ценности знания, разума и труда.
Н.А. Назарбаев
«Россия немыслима без Пушкина. Казахстан немыслим без Абая. Тайна гениев двух поэтов, не перестает и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира. Творчество и Пушкина, и Абая развиваются и движутся вместе с жизнью. Они существуют в настоящем, а принадлежат – будущему».
Роллан Сейсембаев
Он – мудрец, гениальный мыслитель. Поневоле даешься диву, с какой гармоничностью сочетаются его гуманистические идеи с классической философией Европы.
Ф. Майор (генеральный директор ЮНЕСКО), 1995 г.
Среди великих людей Абай занимает особое место, ибо он является гением, который поднял духовную культуру и мышление своего народа на новую ступень, открыл новое духовное пространство, разработал новые образцы художественного освоения действительности.
Ж. Абдильдин (вице-президент НАРК), 1995 г.
Величье акына он гордо вознес... Аргын и найман удивлялись ему, словам, уподобленным яркости звезд. Течением мысли, как море, глубок... А сердце мне шепчет: Он был одинок...
Джамбул Джабаев, 1940 г.
Поклонник критического разума, просвещенный и пламенный борец за культуру, трагический одиночка в мрачной среде ханжей, стяжателей, косных седобородых старшин-феодалов, Абай был выдающейся фигурой не только в истории всего Ближнего Востока. Он шел вперед своим путем сквозь мрак и косность эпохи. Нашему поколению Абай с его бессмертными творениями, вспоенными соками народной казахской и русской классической поэзии, представляется явлением поразительным. Горным тенистым кедром высится он в истории своего народа. Он взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием мировой и русской культуры.
Мухтар Ауэзов, 1954 г.
Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим.
Сабит Муканов
Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о далях, видных с поднебесной высоты. И, наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад и, по слову знаменитого стихотворения «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев – человек-маяк своего народа.
Леонид Леонов, 1954 г.
Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка.
Чингиз Айтматов